Итак. Если мы разобрались с такими важными феноменами как райдеры (разных видов) и ролью звукорежиссера, то давайте обсудим, как барабанщику чувствовать себя комфортно на различных концертных площадках, так как существуют отличия.
Есть несколько видов концертов: опен-эйры, выступления в клубах и выступления в неспециализированных заведениях (в ресторанах, пабах, на свадьбах и корпоративах и т.д).
В специализированных заведениях все достаточно просто. Если вы, барабанщик, собираетесь выступать в специализированных местах, то стоит ожидать наличие там местного оборудования и выполнения вашего райдера.
Опен-эйр — это выступление под открытым небом на разного рода фестивалях. На саундчеке обязательно пользуйтесь ушным монитором, потому что звук очень сильно может гулять и рассеиваться. Вы банально можете не услышать гитариста, стоящего в шаге от вас. Всю «кассу» (звук) пускайте в наушники вместе с метрономом, вам это поможет. Также всегда держите на сцене запасные палки и запасное все, что можно: от воды и полотенца до крон, малого барабана, демпферов и т.д. В такого формата мероприятиях, чаще всего, есть лайн-ап (последовательность выступления команд), следите внимательно за своим временем выступления и заранее выходите настраивать ваше оборудование на сцену.
Если во время выступления вы понимаете, что плохо слышите что-то — не стесняйтесь говорить звукорежиссеру об этом в паузе между треками. Старайтесь минимизировать перерывы между треками. Заканчивая тему опен-эйра, скажу вещь неочевидную, но до безумия важную: защитите себя и свое оборудование от непогоды. Сильные ветра, дожди, холод, пыль — все это может испортить выступление. Берегите свое оборудование всеми мерами, доступными на местах.
Говоря об отличиях выступления в клубах, нужно заметить, что звук в клубах зачастую собраннее и четче, чем на опен-эйре, там не льют дожди и не дуют ветра. На этом, по большому счету, отличия и заканчиваются. Если вы выступаете в клубе сольно, без лайн-апа, то после настройки звука не трогайте свои инструменты. Оставьте их на сцене и не прикасайтесь, чтобы ничего не поменялось в уже настроенном звуке.
Самый тяжелый случай — выступления в неспециализированных заведениях. Тут могут быть как открытые, так и закрытые площадки. Главное, что их объединяет — отсутствие (или частичное отсутствие) аппаратуры. Соответственно, забота об установке и транспортировке фронтлайна и беклайна ляжет на плечи тех, на кого эту ответственность спихнут. Не стоит надеяться и на присутствие звукорежиссера. Арт-директора не в восторге от перспектив забивать свою голову этими заботами, поэтому чтобы выступить комфортно, вам как барабанщику, необходимо позаботиться о том, чтобы взять полностью все свое оборудование. Позаботьтесь о машине, аренде всего фронт/беклайна, питании, бензине, логистике, оплате услуг звукорежиссера и т.д. Лучше сделать все самостоятельно. Единственное, чем арт-директор вам может помочь по технической части — поставить навесы (если речь идет об открытых площадках). Но общая мысль должна быть понятна: прикладывайте 99% возможных усилий для самостоятельной подготовки места. Конечно, можно спорить с арт-директором, перекладывать на него некоторые заботы, но он, вероятно, окажет вам медвежью услугу. Лучше сделать все возможное вами самостоятельно. Забота арт-директора — организовать сухое место со стабильным электропитанием. А все ваши усилия при таком сценарии должны быть компенсированы соразмерной оплатой со стороны организаторов.
Учет всех вышеописанных особенностей выступлений и данных мною советов, помогут вам максимально комфортно и эффективно отыграть. По традиции, прикреплю несколько картинок, которые помогут вам ориентироваться на сцене и разбираться с коммутацией.
Вячеслав Семенов, Sound City/Drumstarz Ekb