Привет всем!
Сегодня мы поговорим на тему, которая тревожит каждого человека, который впервые готовится к выходу на сцену?
Итак: «Как побороть страх перед выступлением на публике?»
«Выход на сцену — испытание, даже если выходишь в двухтысячный раз».
Полина Осетинская.
Думаем, что каждый сейчас поймет о чем речь. Наверняка вы сталкивались с чувством дикого волнения и переживания перед чем-то очень важным. Вспомните те ощущения, когда рассказывали стихотворение перед всем классом. У этого волнения есть научное название.
Пейрафобия или глоссофобия — боязнь публичного выступления.
Пейрафобия – один из самых распространенных страхов. Впервые мы с ним встречаемся в школе, когда нас просят выступить перед всем классом. Перед выступлением у нас: перехватывает дыхание, и случаются неконтролируемые панические атаки – приступы страха.
Согласно данным психологов, определенный уровень страха перед выступлениями присутствует у подавляющего большинства людей – свыше 95% населения. Боязнь сцены входит в число самых распространенных фобий, которая не только причиняет неудобства, ухудшает психическое самочувствие и физическое здоровье, но и затрудняет выполнение должностных обязанностей, препятствует дальнейшему карьерному росту.
У этой фобии есть ряд причин:
- Мало практики публичных выступлений.
Давайте представим что человек никогда не выступал перед аудиторией. Конечно, у него будет страх перед публичным выступлением, ведь все взоры большого количества людей направлены в его сторону. - Плохая подготовка.
Если человек плохо владеет материалом, то конечно он будет бояться провала. - Воображение.
Воображение может оказывать на организм глубокое влияние, человека одолевают страхи и сомнения перед чем-то важным. - Социальные факторы.
В эту категорию входит запугивание в детском возрасте, неправильные методы воспитания, моменты негативного восприятия ребенка в школе, отрицательное, непедагогичное отношение учителя. - Генетическая предрасположенность.
Еще в древности общество воспринималось синонимом личной безопасности индивидуума, и даже жизни. В общине легче было охотиться, защищаться от нападения диких животных. Если член общины заболеет, его лечат, оказывают помощь, делятся едой. Вне общины жизнь одиночки значительно опаснее. Именно в связи с этими факторами большинство людей боятся быть не принятым или непонятым обществом, боятся оказаться в социальной изоляции.
Как преодолеть страх перед концертной сценой?
Предлагаю вам несколько шагов, которые помогут снизить уровень тревожности перед выступлением и избавиться от страха:
Для начала стоит осознать проблему, проанализировать причины появления, выработать идеи решения и проверить их на практике.
Шаг 1. Тщательно проанализируйте публику: численность, возраст, жизненные позиции, интересы аудитории. Необходимо четко осознавать, что общество ждет от вашего выступления, и какую ответную реакцию вы собираетесь получить. Ваша информированность избавит вас от неизвестности.
Шаг 2. Измените свое восприятие публики. Не концентрируйте внимание на скептические улыбки, жесты неодобрения, критичный шепот и т.д. Постарайтесь замечать приятные мелочи – одобрительные жесты, заинтересованные взгляды.
Шаг 3. Тщательно подготовьте материал, с которым выходите на сцену. Когда человек уверен в своих знаниях и достаточной проработке темы, он будет значительно меньше волноваться.
Шаг 4. У каждого человека есть шанс на ошибку и это нужно понимать. На ошибках люди учатся и растут.
Шаг 5. Сфокусируйтесь на позитиве, получайте удовольствие от процесса, сосредоточьтесь на нем, а не на ожидаемом результате.
Вывод: Если вы хотите достичь высот в искусстве публичных выступлений, вам нужно делать это чаще. С каждым новым выступлением вы будете чувствовать меньше нервозности и больше уверенности! Поначалу выступайте на мероприятиях невысокого уровня и после того как вы обретете уверенность на них, переходите белее к крупным выступлениям.
«Сколько бы раз в жизни вы ни выходили на сцену — неважно, все равно в минуту, когда делаешь первый шаг, когда занавес поднимается и начинается премьера, у вас захватывает дух и замирает сердце. Да, конечно, ты знаешь свой текст. Конечно, ты просил помощника режиссера рассчитать все до точки с запятой. Конечно, ты уже сотни раз выходил на сцену. Неважно. Когда ты делаешь этот первый шаг и знаешь, что все глаза направлены на тебя, что все ждут твоего первого слова, первого жеста, может быть, даже ждут, чтобы ты ошибся, произнося свой монолог, тогда, дружище, ты ощущаешь все это всем своим естеством».
Роберт Хайнлайн.