Перебор на гитаре довольно распространённый приём и не успев толком освоить игру боем, начинающие музыканты уже впопыхах пытаюсь овладеть и этим приёмом. Ну хорошо, шустрилы, так и быть, расскажу вам как освоить его, только правильно и с толком!
Правая рука имеет обозначения:
Пальцы правой руки | Аббревиатура | Испанский | Английский | Расположение на струнах |
Большой палец | p | Pulgar | Thumb | 6, 5, 4 |
Указательный палец | i | Indice | Index | 3 |
Средний палец | m | Medio | Middle | 2 |
Безымянный палец | a | Anular | Ring | 1 |
Мизинец | e | Extrom | Pinky | 1 |
Обозначение правой руки
Внесу ремарку по поводу мизинца. Мизинец в основном используется при гибридном хвате (техника игры медиатором в сочетании с техникой игры пальцами): так как два пальца большой (p) и указательный (i) уже задействованы для удержания медиатора, остаются свободными средний (m), безымянный (a) и мизинец (e), они-то и будут использоваться при переборе если это необходимо.
Теперь вернёмся к нашей теме непосредственно к пальцевой технике игры где используются по стандарту четыре пальца (Рис.1): большой (p), указательный (i), средний (m) и безымянный (a).
Поговорим о расположении пальцев правой руки на струнах. Большой палец (p) отвечает за три струны: 6, 5, 4. Указательный палец (i) за 3 струну, средний палец (m) за 2 струну и безымянный палец (a) за 1 струну.
Прошу обратить внимание на картинку (Рис. 2), на положение большого пальца (p), он находится чуть впереди указательного пальца (i), прямой и опирается всей своей площадью на струну. В свою очередь остальные пальцы: указательный (i), средний (m) и безымянный (a), поддевают струны.
Расположение пальцев правой руки на струнах
Способ звукоизвлечения правой рукой имеет два вида атаки:
1. Tirando – (щипок без опоры) палец после звукоизвлечения, движется над соседней струной по направлению внутрь ладони, не задевая соседнюю струну. | 2. Apoyando – (щипок с опорой) палец после звукоизвлечения, движется на соседнюю струну и опирается на неё |
Также помимо атаки существуют виды опоры для фиксации руки и лучшего контроля:
1. Верхняя опора. При игре пальцами: i, m, a При игре в основном на трёх первых струнах.Большой палец (p) в основном опирается на шестую струну, такой вид опоры позволяет регулировать динамику исполнения и улучшает контроль при игре. | 2. Нижняя опора. При игре пальцем: p При игре в основном на 6, 5 струне. Три пальца: указательный (i), средний (m), безымянный (a). Создают опору посредством подтягивания струн к себе, как тетиву на луке, также позволяет при этом регулировать динамику исполнения и улучшает контроль при игре. | 3.Локтевая опора. При игре всеми пальцами: p, i, m, a При игре почти на всех струнах. Этот метод заключает в себе создание неподвижного положения предплечья и кисти правой руки. Необходимо добиться экономного движения пальцев правой руки, при игре которой остальные элементы руки неподвижны. |
Подведём итоги. При игре перебором важно знать обозначение пальцев правой руки, их расположение на струнах, виды атаки и опоры при игре перебора. Для отработки теоретического материала на практике я приготовил для вас ряд упражнений (Скачать упражнения *pdf).
Спасибо за внимание, желаю хороших занятий!