Здравствуйте, дорогие друзья! Данная статья познакомит вас со звукоизвлечением и внутренним устройством рояля.
Для начала немного истории. Инструмент Фортепиано относится к категории струнный ударно-клавишный. В данном термине уже заложена вся основная информация: звук рождается за счёт нажатия клавиши, приводящей в работу молоточек, который, в свою очередь, производит удар по струне.
Предшественниками фортепиано (здесь мы подразумеваем пианино, рояль) были клавесин и клавикорд. Минус этих инструментов заключался в недостатке громкости и быстро затухающем звуке, отсутствии разнообразной динамики.
Фортепиано, а точнее молоточковый механизм для клавесина, изобрёл итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (17 век). Новый инструмент назывался изначально клавесин с громким и тихим звуком, затем название преобразовалось в пианофорте и в итоге закрепилось как фортепиано. Над преобразованием и улучшением инструмента, каким мы видим его сейчас, долгие годы трудились следующие музыканты, мастера и педагоги: К. Г. Шрётер, И. А. Зильберманн, И. А. Штейн, И. А. Штрейхер, И. К. Цумпе, А. Беккерс, С. Эрар, Ю. Блютнер, Дж. Бринсмид.
Фортепиано разделяется на: пианино (с вертикальным положением струн) и рояль (с горизонтальным положением струн).
Основную массу роялю придаёт цельная чугунная рама (и панцирь) внутри рояля, на которой, при помощи колков, натянуты струны. Именно такой материал как чугун, может выдержать натяжение всех струн в совокупности около 2,5 тонн.
С помощью таких важных деталей, как молоточки и демпферы, происходит рождение — жизнь — затухание звуковых волн. Демпферы находятся поверх струн; в спокойном состоянии демпферы вплотную прилегают к струнам. При нажатии клавиши, молоточек, находящийся под низом струн, ударяет по ним — демпфер приподнимается — появляется звуковая волна. Чтобы усилить звучание струн, при игре на рояле, используют правую педаль, которая приподнимает все демпферы. В этот момент звуковая волна становится громче, и, соответственно, длительность звука увеличивается, но со временем угасает. Левая педаль, при игре, помогает сдвинуться всем молоточкам вправо, тем самым они будут ударят не по хору струн (при нажатии одной клавиши происходит удар по трём струнам, настроенных на одну частоту звучания), а по одной струне, тем самым ослабляя звучание. Средняя педаль у рояля используется реже; эта педаль для удержания звука. Т.о. будет звучать та струна, демпферы которой были подняты в момент нажатия этой педали. Функции средних педалей у роялей могут быть различными. Это зависит от марки и производителей инструмента.
На сегодняшний день, пожалуй, самым хорошим звучанием обладают рояли марки: Steinway&Sons, Fazioli, C. Beshctein, August Förster, Bösendorfer.
Рояли по габаритам и предназначению подразделяются на:
- Большие концертные длиной свыше 270 см;
- Малые концертные длиной 225—250 см;
- Салонные (универсальные) длиной 200—220 см;
- Кабинетные длиной 180—195 см;
- Малые кабинетные длиной 160—175 см;
- Миниатюрные миньон (мини) длиной 140—155 см.
Надеюсь, данная информация была полезна вам, дорогие читатели! Всего хорошего!