Школа музыки Sound City в
пр. Ленина 79Б
10:00–22:00
+7 (343) 318-27-40 Заказать звонок

Звукосниматель — устройство, преобразующее энергию колебания струн в электрический ток. По принципу действия звукосниматели делятся на пьезоэлектрические и электромагнитные. Сигнал со звукоснимателей может быть обработан для получения различных звуковых эффектов и затем усилен для воспроизведения через акустические системы. Используется в электрогитарах, бас-гитарах и полуакустических электрогитарах, а также в электро- и полуакустических скрипках, электроорганах.

Немного истории. В 1920-е годы джазовые биг-бэнды и небольшие коллективы становятся все более и более популярным явлением. Выступая во всевозможных заведениях, музыканты заметили, что в рамках оркестра звучание гитары обладает совершенно не громким тембром, теряется среди других инструментов. Сольные партии гитары стали терять свой смысл ввиду того, что нормально расслышать их становилось практически невозможно. Возникла необходимость в «подзвучке» шестиструнных участников коллективов.

Решением проблемы стали активно заниматься производители музыкальных инструментов. Громкость гитары, по началу, удалось увеличить за счет возросшей величины корпуса, переходом на металлические струны. Однако, назвать данные действия полноценным решением проблемы не получалось, ведь музыкантам требовался более современный подход в вопросе усиления гитарного звучания.

что такое звукосниматели

Многие музыканты пытались решать задачу усиления гитарного звука технологическими новинками, доступными им. К примеру, некоторые гитаристы ставили перед гитарой обыкновенный микрофон. Это усиливало звучание инструмента, но приводило к возникновению фидбека, а также попаданию в поле микрофона звуков других инструментов. Гитарист был вынужден выбирать какое-либо «тихое» место на сцене и быть, образно говоря, прикованным к нему. В то же время, всем известный Лес Пол, разбирающийся в вопросах инженерии, экспериментировал с картриджами от фонографов, которые помогали усиливать звучание гитары.

Первый прототип гитарного звукоснимателя, в современном его понимании, приписывают Ллойду Лоару, который трудился на благо компании Gibson. В 1920-е годы он искал решение проблемы усиления гитарного звука, применяя базовые физические законы. Лоар сразу же отбросил использование микрофонов, желая найти выход из ситуации при помощи более компактных и удобных разработок. Так, в 1923 году он сконструировал звукосниматель, который представлял собой, по сути, электрическую емкость: две небольшие изолированные медные пластины, на которые подавался электрический ток противоположной полярности.

Идеи Лоара взяли на вооружение американцы Джордж Бошам и Пол Барт, которые в 1931 году изготовили магнитный звукосниматель с катушкой индуктивности. В 1932 году Бошам объединился с Адольфом Рикенбакером. Вместе они основали компанию Ro-Pat-In Corporation, впоследствии переименованную в Electro String Corporation, но на рынок вышедшую под именем Rickenbacker. К работе над созданием звукоснимателя присоединились другие музыканты и инженеры, с чьей помощью к 1934 году удалось довести идею звукоснимателя до логического конца.

По принципу действия звукосниматели подразделяются на:

  • электромагнитный звукосниматель — снятие звука происходит благодаря изменению электромагнитного поля за счёт колебания в нём струны. Преобразование колебания струн в электрический сигнал происходит следующим образом: металлическая струна колеблется в поле, создаваемом постоянным магнитом (магнитами) датчика. Внутри катушки проволоки, намотанной вокруг этих магнитов, возникает электрический ток, который через провода подается в усилитель. Электромагнитный звукосниматель воспринимает только поперечные колебания струн, перпендикулярные магнитной оси катушки. Зачастую датчики сильно влияют на окраску сигнала, имеют различные АЧХ, уровень компрессии, уровень сигнала. Поэтому заменой датчиков можно изменить звучание инструмента.  Сингл (англ. Single) — одна катушка. Более яркая перкуссионная атака, общая чёткость звучания лучше, нежели у хамбакеров. Из недостатков — большая чувствительность к электромагнитным помехам и более низкий уровень сигнала относительно двухкатушечных звукоснимателей.  Хамбакер (англ. Humbucker) — две катушки, расположенные рядом на одном магнитопроводе, включенные в противофазе. Это решение позволяет существенно снизить шумы от электромагнитного фона за счёт алгебраического сложения сигналов от двух катушек, при этом за счет небольшой разности фаз полезного колебания (вызванной расстоянием между катушками), вычитается и часть спектра колебания струны. Хамканселлер (англ. Humcanceller) — принцип аналогичен хамбакеру, только катушки расположены одна над другой на общем магнитопроводе, что позволяет передать более полный спектр колебаний в сравнении с хамбакером, сохранив при этом эффект шумоподавления.
  • Электроакустический звукосниматель — по сути это микрофон того или иного типа, в частности — пьезоэлектрический. Может работать со струнами из любого материала. Именно пьезоэлектрические звукосниматели используют для озвучивания акустических инструментов, поскольку они, как и микрофон, преобразуют в той или иной степени в электрический сигнал все колебания системы корпус-струны.
    Оптические (не получили массового распространения) — снятие сигнала происходит за счёт регистрации отраженного от струны или проходящего через неё светового потока (см. Оптоэлектроника).

Что такое звукосниматели

Типы звукоснимателей.

Все звукосниматели можно поделить на активные и пассивные.

Пассивные звукосниматели — представляют собой устройство не осуществляющее усиление сигнала. Актуальным для магнитных звукоснимателей недостатком является некоторая зависимость электрических параметров (в основном добротности и резонансной частоты) от параметров подключенных внешних устройств (усилитель) и линий коммутации (кабель) и наведенных на них шумов. Как преимущество — отсутствие необходимости в дополнительном источнике питания.

В активных звукоснимателях предварительное усиление звука осуществляется за счет встроенной в него электроники, которая позволяет подать в линию передачи сигнал большей мощности (при этом критичен уровень собственных шумов). Недостаток — необходимость в дополнительном источнике питания от 9V батареи типа «Кроны». Достоинства: независимость характеристик звукоснимателя от подключаемой аппаратуры и снижение относительного уровня шумов в линии передачи и усилителе.

Производством звукоснимателей занимается много фирм. Вот некоторые из наиболее известных: Seymour Duncan, DiMarzio, EMG, Gibson, Fender. В России есть ряд производителей звукоснимателей — один из самых популярных на данный момент — Fokin Pickups.

Для «тяжелой музыки» стандартом считаются «хамбакеры». Они обычно установлены на гитарах Gibson. Хамбакеры почти не фонят и дают более плотный, насыщенный звук.

Для аккомпанемента и солирования в стилях «фанк», «кантри», «блюз» стандартом считаются гитары с «синглами».

Отдельно стоит сказать, что все эти правила очень условны и многие известные музыканты их нарушают. Самое главное для любого гитариста — найти «свой» уникальный звук. И выбор инструмента и датчиков — одно из самых важный решений в формировании саунда.

Надеемся наша короткая статься поможет Вам сориентироваться в огромном море информации

Всего хорошего. Играйте на гитаре!

Посети пробный урок бесплатно!